Как оформить долевую собственность?

Как оформить долевую собственность: регистрация права.

Не всегда имущество принадлежит одному человеку.

Порой собственность находится в руках у нескольких владельцев, которые получили ее при приватизации или наследству. При этом доли собственников имущества не выделены. Как оформить свою долю в общей собственности? Куда обратиться и какие документы потребуется подать? Расскажем далее.

Как оформить долю в квартире в собственность?

Оформить долю не трудно. Главное — придерживаться инструкции:

  1. Определить размер доли

Это первоочередная задача. Размер может быть определен законом, соглашением или решением суда.

  1. Оформить техническую документацию на недвижимость

Вам нужно получить выписку из техпаспорта, включающую пояснение к архитектурному проекту и план помещений. Для каждой доли потребуется отдельный документ. Получить его вы можете в БТИ.

  1. Заплатить госпошлину

Она составляет 2000 рублей. Учтите, что это общая сумма госпошлины. Если все владельцы решили зарегистрировать доли в квартире, то пошлина делится поровну. Обязательно сохраните платежный документ, чтобы впоследствии предъявить его в Росреестре.

  1. Собрать пакет документов

Для госрегистрации права собственности обратитесь в Росреестр или МФЦ с пакетом бумаг:

  • копия паспорта;
  • один из правоустанавливающих документов — договор купли-продажи доли, свидетельство о праве на наследство, договор приватизации;
  • заявление на государственную регистрацию доли в общей собственности;
  • согласие супруга или супруги;
  • технический паспорт квартиры.

Можно подать документы лично, направить по почте, передать с курьером или отправить их в электронном виде.

  1. Получить выписку из ЕГРН

Приняв ваши бумаги, сотрудник Росреестра проведет их экспертизу, проверит предоставленную информацию, запросит недостающие сведения и оценит законность сделки. Если все в порядке, вам выдадут выписку из ЕГРН.

За регистрацию доли в квартире нужно заплатить госпошлину в общей сумме 2000 руб.

Сроки регистрации права собственности

Период оформления документов в Росреестре зависит от основания регистрации права собственности. Если это сделка купли-продажи, дарения или мены, бумаги будут готовы за неделю.

При использовании кредитных средств, срок составит до 5 дней. Если основанием выступает договор, заверенный у нотариуса, — 3 дня. Если документы на регистрацию были поданы в электронном виде, период регистрации составит 1 день.

Указанные периоды действительны, если вы подаете бумаги непосредственно в Росреестр. Если вы пользуетесь услугами МФЦ, они будут больше в среднем на 2 дня.

Регистрация через Росреестр быстрее.

Приостановление государственной регистрации права

Росреестр вправе приостановить регистрацию права собственности, если выявит нарушения. Их перечень установлен законом:

  • несоответствия между имеющимися сведениями и информацией, предоставленной заявителем;
  • предоставление неполного комплекта документов;
  • подача поддельных бумаг или содержащих недостоверные данные;
  • расхождения в форме и содержании поданных документов с требованиями законодательства;
  • наличие судебного спора по объекту недвижимости;
  • наличие обременений или запрета на совершение определенных действий (например, на отчуждение).

В любом случае, вас письменно уведомит Росреестр. В уведомлении будут указаны причины. Приостановить процедуру могут не более, чем на 3 месяца.

Однако в некоторых случаях устанавливаются иные сроки:

  • 6 месяцев — по ходатайству заявителя;
  • 1 месяц — регистратор не получил ответа на запрос, сделанный им по межведомственным каналам;
  • срок не устанавливается — ведется судебный спор. Приостановка действует до вынесения решения.

Внимательно проверяйте все документы перед подачей в Росреестр.

Отказ в государственной регистрации

Как оформить долю в квартире или доме в собственность? В какой срок нужно зарегистрировать долю в жилье? Могут ли приостановить или отказать в регистрации? Читайте на нашем ресурсе по жилищному праву.

Если вы подали не все документы или сотрудник Росреестра нашел нарушения, регистрацию приостанавливают. У вас 90 дней на исправление ошибок.

Срок прошел, а требования не выполнены — ведомство откажет в регистрации. Учтите, что госпошлину не вернут.

Не исправили нарушения — откажут в регистрации.

Как оформить долевую собственность на дом?

Процедура может потребоваться, когда оформлена совместная собственность на дом, но владельцы желают перевести ее в долевую.

Процедура аналогична описанной выше, но с небольшими нюансами:

  • дом, который имеет лишь одно жилое помещение, не может быть разделен на доли;
  • если выделяется доля в натуре, следует обратиться в местное управление архитектуры и градостроительства. Вам выдадут разрешение на возведение капитальной стены и отдельного входа;
  • следует пройти процедуру межевания, оформить технический план в БТИ и кадастровый план, получить выписки и только после этого обращаться в Росреестр.

Претендовать на выделение доли в жилье может каждый совладелец. Вопрос можно решить мирно или обратиться в суд.

Если долю нельзя выделить без ущерба для остального имущества или она невелика, владельцу может быть выплачена компенсация. После этого он утратит право на часть помещения.

Как оформить долю в квартире после смерти наследодателя?

Имущество умершего может быть разделено двумя способами:

  1. по завещанию;
  2. по закону.

Если усопший при жизни не позаботился о выражении своей последней воли и не указал, кому и что хочет передать после своей кончины, в силу вступает наследственное право.

Порядок прописан в ст. 532 ГК РФ. Все наследники делятся на очереди. К первой относятся дети, муж или жена и родители, ко второй — братья и сестры, дедушки и бабушки, к третьей — тети и дяди. Наследство переходит ко второй очереди, только если нет претендентов из первой, и т.д.

У вас 6 месяцев на вступление в наследство.

Чтобы получить наследство, необходимо посетить нотариуса, который ведет дело. Возьмите с собой:

  • паспорт;
  • документы на наследственное имущество (свидетельство о заключении брака, документацию, которая подтверждает родство и пр.);
  • свидетельство о смерти.

Нотариус проверит поданные документы, в том числе их законность, после чего выдаст вам свидетельство о праве на наследство. Чтобы официально оформить долю на себя, обратитесь с ним в Росреестр.

Полный список бумаг для оформления наследуемой доли в имуществе уточните у сотрудника Росреестра. Перечень документов в каждом случае разнится. Он зависит от типа наследуемого имущества.

Свидетельство о праве на наследство — основание для оформления доли в квартире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: