Содержание
Не всегда имущество принадлежит одному человеку.
Порой собственность находится в руках у нескольких владельцев, которые получили ее при приватизации или наследству. При этом доли собственников имущества не выделены. Как оформить свою долю в общей собственности? Куда обратиться и какие документы потребуется подать? Расскажем далее.
Как оформить долю в квартире в собственность?
Оформить долю не трудно. Главное — придерживаться инструкции:
- Определить размер доли
Это первоочередная задача. Размер может быть определен законом, соглашением или решением суда.
- Оформить техническую документацию на недвижимость
Вам нужно получить выписку из техпаспорта, включающую пояснение к архитектурному проекту и план помещений. Для каждой доли потребуется отдельный документ. Получить его вы можете в БТИ.
- Заплатить госпошлину
Она составляет 2000 рублей. Учтите, что это общая сумма госпошлины. Если все владельцы решили зарегистрировать доли в квартире, то пошлина делится поровну. Обязательно сохраните платежный документ, чтобы впоследствии предъявить его в Росреестре.
- Собрать пакет документов
Для госрегистрации права собственности обратитесь в Росреестр или МФЦ с пакетом бумаг:
- копия паспорта;
- один из правоустанавливающих документов — договор купли-продажи доли, свидетельство о праве на наследство, договор приватизации;
- заявление на государственную регистрацию доли в общей собственности;
- согласие супруга или супруги;
- технический паспорт квартиры.
Можно подать документы лично, направить по почте, передать с курьером или отправить их в электронном виде.
- Получить выписку из ЕГРН
Приняв ваши бумаги, сотрудник Росреестра проведет их экспертизу, проверит предоставленную информацию, запросит недостающие сведения и оценит законность сделки. Если все в порядке, вам выдадут выписку из ЕГРН.
За регистрацию доли в квартире нужно заплатить госпошлину в общей сумме 2000 руб.
Сроки регистрации права собственности
Период оформления документов в Росреестре зависит от основания регистрации права собственности. Если это сделка купли-продажи, дарения или мены, бумаги будут готовы за неделю.
При использовании кредитных средств, срок составит до 5 дней. Если основанием выступает договор, заверенный у нотариуса, — 3 дня. Если документы на регистрацию были поданы в электронном виде, период регистрации составит 1 день.
Указанные периоды действительны, если вы подаете бумаги непосредственно в Росреестр. Если вы пользуетесь услугами МФЦ, они будут больше в среднем на 2 дня.
Регистрация через Росреестр быстрее.
Приостановление государственной регистрации права
Росреестр вправе приостановить регистрацию права собственности, если выявит нарушения. Их перечень установлен законом:
- несоответствия между имеющимися сведениями и информацией, предоставленной заявителем;
- предоставление неполного комплекта документов;
- подача поддельных бумаг или содержащих недостоверные данные;
- расхождения в форме и содержании поданных документов с требованиями законодательства;
- наличие судебного спора по объекту недвижимости;
- наличие обременений или запрета на совершение определенных действий (например, на отчуждение).
В любом случае, вас письменно уведомит Росреестр. В уведомлении будут указаны причины. Приостановить процедуру могут не более, чем на 3 месяца.
Однако в некоторых случаях устанавливаются иные сроки:
- 6 месяцев — по ходатайству заявителя;
- 1 месяц — регистратор не получил ответа на запрос, сделанный им по межведомственным каналам;
- срок не устанавливается — ведется судебный спор. Приостановка действует до вынесения решения.
Внимательно проверяйте все документы перед подачей в Росреестр.
Отказ в государственной регистрации
Если вы подали не все документы или сотрудник Росреестра нашел нарушения, регистрацию приостанавливают. У вас 90 дней на исправление ошибок.
Срок прошел, а требования не выполнены — ведомство откажет в регистрации. Учтите, что госпошлину не вернут.
Не исправили нарушения — откажут в регистрации.
Как оформить долевую собственность на дом?
Процедура может потребоваться, когда оформлена совместная собственность на дом, но владельцы желают перевести ее в долевую.
Процедура аналогична описанной выше, но с небольшими нюансами:
- дом, который имеет лишь одно жилое помещение, не может быть разделен на доли;
- если выделяется доля в натуре, следует обратиться в местное управление архитектуры и градостроительства. Вам выдадут разрешение на возведение капитальной стены и отдельного входа;
- следует пройти процедуру межевания, оформить технический план в БТИ и кадастровый план, получить выписки и только после этого обращаться в Росреестр.
Претендовать на выделение доли в жилье может каждый совладелец. Вопрос можно решить мирно или обратиться в суд.
Если долю нельзя выделить без ущерба для остального имущества или она невелика, владельцу может быть выплачена компенсация. После этого он утратит право на часть помещения.
Как оформить долю в квартире после смерти наследодателя?
Имущество умершего может быть разделено двумя способами:
- по завещанию;
- по закону.
Если усопший при жизни не позаботился о выражении своей последней воли и не указал, кому и что хочет передать после своей кончины, в силу вступает наследственное право.
Порядок прописан в ст. 532 ГК РФ. Все наследники делятся на очереди. К первой относятся дети, муж или жена и родители, ко второй — братья и сестры, дедушки и бабушки, к третьей — тети и дяди. Наследство переходит ко второй очереди, только если нет претендентов из первой, и т.д.
У вас 6 месяцев на вступление в наследство.
Чтобы получить наследство, необходимо посетить нотариуса, который ведет дело. Возьмите с собой:
- паспорт;
- документы на наследственное имущество (свидетельство о заключении брака, документацию, которая подтверждает родство и пр.);
- свидетельство о смерти.
Нотариус проверит поданные документы, в том числе их законность, после чего выдаст вам свидетельство о праве на наследство. Чтобы официально оформить долю на себя, обратитесь с ним в Росреестр.
Полный список бумаг для оформления наследуемой доли в имуществе уточните у сотрудника Росреестра. Перечень документов в каждом случае разнится. Он зависит от типа наследуемого имущества.
Свидетельство о праве на наследство — основание для оформления доли в квартире.