Содержание
С недобросовестными коммунальщиками сталкивался любой житель многоквартирного дома.
Грязь в подъезде, холодные батареи зимой, отсутствие освещения — все это каждый день портит жизнь гражданам. Поэтому многих интересует вопрос, как грамотно подать жалобу на организации ЖКХ и заставить их нормально работать.
На что можно пожаловаться?
Причин для праведного гнева может быть немало. Самые распространенные из них:
- некорректное начисление платы за коммунальные услуги, завышение суммы в квитанциях;
- вовремя не проводится текущий или капитальный ремонт дома;
- не переданы документы на дом вновь избранной УК;
- жильцам не предоставляют сведения о порядке управления домом;
- с перебоями предоставляются коммунальные услуги;
- УК нарушает правила раскрытия информации о своей деятельности.
Управляющая компания обязана отвечать за плохую работу и непредоставление услуг.
Куда подать жалобу на ЖКХ?
В зависимости от ситуации, жалоба подается в следующие инстанции:
- управляющая компания;
- Жилищная инспекция;
- Роспотребнадзор или Антимонопольная служба;
- прокуратура;
- суд.
Рассмотрим подробнее, когда и в какую инстанцию стоит написать жалобу.
Претензия в управляющую компанию
Для начала нужно подать претензию в вашу УК. Она направляется на имя руководителя организации.
Форма документа — свободная. При написании придерживайтесь общих правил оформления подобных документов:
- «Шапка»
Справа вверху листа укажите реквизиты адресата и отправителя — наименование и адрес УК, Ф.И.О. ее руководителя. Ниже укажите свои личные данные (Ф.И.О., адрес и контактный телефон).
- Название документа
Ниже по центру напишите слово «Жалоба» (или «Претензия»).
- Суть жалобы
Опишите максимально кратко и лаконично суть вашего обращения, но не забудьте упомянуть все значимые моменты. Главное — четко сказать, чего вы хотите от УК. Обязательно укажите срок, в который вы желаете получить ответ на свои претензии. Он не установлен законом, поэтому вы можете указать любые временные рамки (от 10 до 30 дней).
- Приложения
Перечислите перечень документов, которые вы отправляете вместе с жалобой. Они должны подтверждать вашу позицию. Например, акт осмотра помещения при заливе. Внизу поставьте дату и вашу подпись с расшифровкой.
Свои слова подтвердите документально.
Претензия оформляется в 2 экземплярах. Отнесите их в УК и попросите на одном проставить дату принятия и подпись. Если вам откажут, отправьте заявление в адрес управляющей компании заказным письмом с уведомлением о вручении. УК обязана предоставить письменный ответ в отведенный срок.
Жалоба в Жилищную инспекцию
Если управляющая компания проигнорировала вашу жалобу, либо ответ вас не удовлетворил, пишите обращение в Госжилинспекцию.
Сотрудники учреждения рассмотрят ваше ходатайство, после чего проведут проверку с учетом всех законодательных требований. По результатам проверки будут приняты соответствующие меры.
Структура жалобы в вышестоящие инстанции аналогична той, что подается в УК. Только в содержательной части вы высказываете претензии относительно незаконных действий или бездействия УК и просите обязать ее руководителя устранить допущенные нарушения.
Жалоба в Роспотребнадзор или Антимонопольную службу
Это будет актуально в случаях:
- некачественного предоставления коммунальной услуги;
- при неправомерном завышении тарифов или заведомо неправильном расчете сумм к оплате.
Жалоба в прокуратуру
Если УК не стремится исправлять свои ошибки и продолжает систематически нарушать закон, можно написать заявление в прокуратуру. Но в этот орган можно обращаться лишь в случаях, когда все факты нарушения официально подтверждены.
Скачать образец заявления в прокуратуру на управляющую компанию
Исковое заявление в суд
Обращаться в суд необходимо в случае, если управляющая компания нарушила условия договора, заключенного с жильцами, а также при спорах имущественного характера.
Заявление подается по месту регистрации ответчика. Нужно указывать юридический адрес управляющей компании.
Исковое заявление подается в районный (городской) суд.
Требования к содержанию искового заявления прописаны в ст. 131 ГПК РФ. В документ включаются следующие сведения:
- наименование и реквизиты судебной инстанции;
- данные истца и ответчика;
- описание нарушенных прав жильцов многоквартирного дома;
- доказательства обоснованности подачи иска и перечисление обстоятельств дела;
- перечисление инстанций, в которые собственники обращались для досудебного урегулирования конфликта;
- список прилагаемых к иску документов;
- дата и подпись заявителя.
Если суд вынесет решение в вашу пользу, УК может исполнить его добровольно, либо ее заставят сделать это принудительно (с участием приставов-исполнителей).
Можно ли подать коллективную жалобу на управляющую компанию?
Если претензии к коммунальщикам имеют многие жители многоквартирного дома, есть смысл подать коллективную жалобу.
По своей форме документ практически не отличается от индивидуального обращения.
Жалоба составляется в письменном виде и должна содержать подписи всех заинтересованных лиц — граждан, которые одобряют содержание документа.
У коллективной жалобы больше шансов на рассмотрение.
Как подать жалобу на ЖКХ через интернет?
Существует 2 возможных способа подачи жалобы онлайн:
- форма на официальном сайте вашей УК;
- портал РосЖКХ.
Если вы выбрали первый способ, нужно найти на сайте УК подходящий раздел и добавить соответствующий комментарий.
Второй способ достаточно новый, поэтому отметим основные нюансы обращения с электронной жалобой.
Для начала нужно определить, к какой проблеме относится ваш вопрос:
- внутриквартирные вопросы (вентиляция, напор и температура воды, канализация, отопление и др.);
- подъезд (освещение, лифт, окна, подвал и т.д.);
- дом (крыша, балкон, фундамент, фасад, состояние двора, водосточные трубы).
Выбрав нужную категорию, заполните форму-заявление, указав контакты и содержание своей проблемы в нескольких предложениях. Ссылки на законы уже будет приведены в соответствии с выбранной категорией вопроса.
Заявление обрабатывается на государственном уровне, что гарантирует ускоренное решение ваших проблем.